"У каждого легиона и вспомогательного подразделения была своя собственная, отличающаяся от других эмблема, как и у преторианской гвардии. Эти эмблемы фигурировали на щите каждого солдата. Римские воины все носили одинаковую форму и пользовались похожей экипировкой, и единственным способом отличить одно подразделение от другого были эмблемы на щитах. В ночной фазе битвы при Кремоне в 69 году н. э. два предприимчивых солдата из армии Веспасиана взяли щиты мертвых врагов с эмблемой легиона, бывшего на стороне Вителлия, и с такой маскировкой смогли беспрепятственно пробраться через ряды врага на мост и привести в негодность массивную катапульту, которой пользовался вителлианский легион (Тас. Н. III, 23). Чаще всего использовавшимися символами императорских легионов были животные или птицы, особенно те, что имели для римлян религиозное значение, такие как орел, бык, аист и лев. Некоторые легионы употребляли изображения из греко-римской мифологии — Пегаса, кентавра, молнию Марса и трезубец Нептуна. Кельты считали, что кабан отвращает зло, и кабан фигурирует на навершиях кельтских шлемов и на орнаменте щитов. Цизальпинская Галлия в Северной Италии, которую Рим сделал своей провинцией в 220 году до н. э., была заселена кельтскими племенами. Даже после того, как Рим официально включил Цизальпинскую Галлию в Италию в 42 году до н. э., сохранились некоторые кельтские обычаи. Несколько легионов, набранных в Италии, использовали в качестве символа кабана, среди них I Италийский и XX Валериев Победоносный. Точно так же кентавр, ассоциировавшийся с областью Фессалия в Греции, где, как говорили, жили кентавры, естественно, стал эмблемой легионов, набранных в Македонии и Фракии в конце II века, — I, II и III Парфянского.
Как уже говорилось выше (см. с. 69), часто, хотя и неверно утверждали, что все легионы, набранные Юлием Цезарем, несли на себе эмблему быка. Говорили и то, что те, у кого эмблемой был «морской козел» — козерог, были набраны или реорганизованы Октавианом. Ни одно из этих утверждений не соответствует действительности. Из легионов, которые могли быть связаны с Цезарем, большая часть фактически имела другие эмблемы, а не быка. Например, из четырех легионов, которые, как известно, были набраны Цезарем в Италии в 58—56 годах до н. э., — XI и XIV, ни один не использовал эмблему быка. Напротив, Кеппи отмечает, что по меньшей мере три легиона Октавина, которые, по его словам, не имели отношения к Цезарю, использовали символ быка (Керр. CVSI. N35, 2.2). Из легионов с бычьей эмблемой ни у одного не было номера выше чем X. Тем не менее Цезарь набрал много легионов с номерами выше X. Фактически он набрал целых сорок легионов. Сам Цезарь никогда не применял быка в качестве эмблемы — его личным мотивом был слон.
В действительности «общим знаменателем», объединявшим легионы с символом быка, был не Цезарь, а Испания. Как уже говорилось выше, Кеппи убедительно предположил, что республиканский Рим годами размещал в Испании легионы с номерами до X. Легионы с V по X, видимо, впоследствии были набраны там же. Даже сегодня бык является символом, непосредственно связанным с Испанией, где бои быков имеют такие древние корни. Как римляне, так и карфагеняне до них дивились тому, что местные жители Испании — кельтиберы — хранят традиции боев быков; в этих древних состязаниях в Бетике быкам наносили смертельный удар копьем или топором (Bon. В & В).
Как в поздней республике, так и в раннюю императорскую эпоху эмблему быка использовал каждый легион с номером от IV до X, кроме одного — V легиона Жаворонков, который принял символ слона после битвы при Тапсе, а до этого у него мог быть и бык. Только один легион с другим номером — III Галльский — известен использованием символа быка. Это вполне возможно, поскольку республиканский III легион служил при Помпее в Испании между 59 и 49 годами до н. э. IV Флавиев легион, заменивший IV Македонский, принял эмблему льва, связанную с Флавиями. Точно так же часто пишут, что все легионы, пользовавшиеся эмблемой морского козла — козерога, были набраны Октавианом Августом или, по меньшей мере, связаны с ним. Это еще один миф. Легионы, созданные гораздо позднее царствования Августа, такие подразделения, как XXII легион Фортуны Перворожденной (набран Калигулой), I Италийский (Нерон), I Вспомогательный и II Вспомогательный (Гальба— Вителлий—Веспасиан), XXX Ульпиев (Траян) и II Италийский (Марк Аврелий), использовали символ козерога; это было потому, что Козерог был знаком зодиака, под которым «родился» данный легион. Все легионы носили знак, связанный с моментом их образования. Знак Козерога был связан с периодом середины зимы, когда набирали много легионов для службы, начинавшейся следующей весной, и поэтому он из всех двенадцати знаков зодиака употреблялся чаще всего и, видимо, считался счастливым. Правда то, что штандарты в нескольких легионах в постоянной армии Октавиана начиная с 30 года до н. э. считали козерога символом своего «дня рождения». У тех же легионов были отдельные эмблемы подразделений. Например, II Августов легион имел своей эмблемой летающего коня Пегаса и считал своим знаком зодиака козерога. Как IV Македонский, так и IV Скифский употребляли в качестве эмблемы быка и знак зодиака Козерога. XX Валериев Победоносный использовал символ кабана и знак Козерога. И так далее. Многие современные авторы также писали, что с II века н. э. молния стала стандартной эмблемой всех легионов, однако доступные нам данные этому противоречат. Предположение о молнии основано на том факте, что все щиты легионов и преторианской гвардии, показанные на колонне Траяна (которая была поставлена в 113 году н. э.), несут в том или ином виде символ молнии. Это скорее случайность, чем исторический факт, поскольку помимо преторианской гвардии только четыре подразделения, набранные из граждан, как достоверно известно, использовали в качестве эмблемы молнию в императорскую эпоху — XI Клавдиев, XII Молниеносный, XIV Сдвоенный Марсов Победоносный и XXX Ульпиев. Почему же тогда на колонне Траяна столько щитов с символом молнии? Вполне возможно, что воины преторианской гвардии, единственный набранный из граждан отряд, размещенный в столице, послужил моделью для греческих ремесленников, создававших изображения на колонне Траяна, когда они делались в Риме между 106 и 113 годами. Художники, видимо, не имели никакого представления о военной культуре римляне или о том, что эмблемы легиона имеют корпоративное значение. Они должны были изображать эмблемы щитов, которые несли их модели. Следовательно, в конечном счете на всех щитах, показанных на колонне, изображена молния — эмблема преторианцев в различных вариантах в зависимости от когорты. Есть данные, которые заставляют предполагать, что каждая когорта в преторианской гвардии использовала различный вариант символа молнии (см. с. 443). Notitia Dignitatum в V в. изображает рисунки щитов многих легионов и вспомогательных подразделений; ни на одном эмблемы молнии нет. Можно было бы ожидать, что к моменту составления Notitia Dignitatum христианские символы уже должны были заменить старые эмблемы легионов языческого Рима, поскольку христианство к тому времени уже почти век было официальной римской религией. Удивительно, что на щитах в Notitia Dignitatum крестов очень мало и ни на одном щите нет христианского символа «хи-ро», который, как говорят, Константин Великий повелел своим людям изобразить на щитах. Единственная определенно христианская эмблема — пара ангелов — фигурирует на щитах двух подразделений телохранителей восточного (но не западного) императора — Equites Domestici и Pedites Domestici — кавалерия и пешие отряды доместиков (Berg. IND).
Эмблема, которая действительно фигурировала на многих щитах легионов и вспомогательных войск в Notitia Dignitatum, — это колесо языческой богини Фортуны. Аммиан Марцеллин, который писал в конце IV века, указал на то, какое значение все еще имело колесо Фортуны для римских войск, говоря о «крылатом колесе Фортуны», которое «чередует счастливые и несчастные события» (Amm. XXXI, I, 1). К V веку бык V Македонского был заменен розеткой (Berg. IND). Розетка была воинским символом, также связанным с богиней Беллоной, и широко использовалась в украшении щитов и надгробий легионеров с начала императорского периода. Можно говорить, что от молний отказались, поскольку они были символом языческого бога, но тем не менее, как видно из вышесказанного, колесо Фортуны и розетка, также символы языческих богов, использовались и в христианское время.
К V веку многие легионы императорской эпохи заменили свои первоначальные эмблемы. Например, III Августов легион использовал простой рисунок круга. К тому времени сохранилось два имперских VII легиона: один использовал символ десятиконечной звезды, другой — колесо Фортуны с девятью спицами. I Италийский легион заменил символ кабана круговым мотивом, в то время как II Италийский остановился на колесе с четырьмя спицами. Тем не менее XIII Сдвоенный и в V веке все еще считал своей эмблемой льва, так же как это было еще начиная с царствования Августа (Berg. IND)."
Указ. соч. с. 83-87