1. Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie. Узнать больше.

«Торпедоносец» (штурман 24-го МТАП ВВС СФ, зима 1942/43 г.)

Тема в разделе "Историческая миниатюра (ВИМ)", создана пользователем dpl, 9 май 2021.

  1. dpl

    dpl Ветеран Мастер

    Регистрация:
    16 мар 2017
    Сообщения:
    2.081
    Нравится:
    2.961
    Адрес:
    г. Санкт-Петербург
    Имя:
    Дмитрий Гуреев
    С Днем Победы, товарищи!!! Новая фигурка на полку и новая история про нее...
    00.jpg
    Зарождение минно-торпедной авиации Северного Флота (СФ) произошло только 12 сентября 1941 года с прибытием звена из трех ДБ-3Ф с Балтики. Звено вошло в состав 5-й бомбардировочной эскадрильи 72-го смешанного авиационного полка (САП). Уже 15 сентября состоялся первый боевой вылет североморских торпедоносцев на бомбежку частей противника. Только 18 января 1942 года состоялся вылет в качестве торпедоносца экипажа старшего лейтенанта Хорева на суда стоящие в порту Киркинеса. По погодным условиям парашютную торпеду пришлось сбросить на Линахамари (немцы зафиксировали от взрыва повреждение телефонной линии).
    В марте 1942 года минно-торпедная авиация СФ пополнилась еще 6 тихоокеанскими ИЛ-4 из состава 4-го минно-торпедного авиаполка (МТАП).
    В конце июня 1942 года на север был перебазирован из Особой морской авиагруппы ВМФ 35-й МТАП, укомплектованный ИЛ-4. Полк был свежий, с необстрелянными экипажами из тихоокеанцев, вчерашних курсантов и пилотов гражданского воздушного флота. Это привело к высоким потерям…
    5 сентября 1942 года на аэродроме Африканда приземлились 24 самолёта Хендли-Пейдж «Хэмпден» из состава 144-й и 455-й эскадрилий берегового командования ВВС Великобритании. Всего с аэродрома Самбург на Шетлендских островах вылетело 32 самолёта данного типа для участия в операции «Оратор» по проводке конвоя PQ-18, но добрались не все…
    9 октября 1942 года приказом Наркома (НК) ВМФ № 0871 на базе 4-й (ранее летала на СБ и Пе-2) и 5-й эскадрилий 2-го гвардейского смешанного авиаполка (бывший 72-й САП ВВС СФ) начато формирование 24-го МТАП ВВС СФ. 35-й МТАП отводился на переформирование (в дальнейшем был преобразован в штурмовой авиаполк), его немногочисленная техника и часть подготовленного личного состава передавалась свежесформированному 24-му МТАП. Так же часть личного состава передал 118-й разведывательный авиаполк СФ, летавший на гидросамолетах МБР-2.
    12 октября решением премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля 20 уцелевших самолётов «Хэмпден» были переданы в дар Советскому Союзу и вошли в состав ВВС СФ.
    Полк сформировали трехэскадрильным:
    1-я эскадрилья - капитан Попович Г.Д. (23.10.1942 — 24.7.1943) на ИЛ-4;
    2-я эскадрилья - капитан Стоянов А.З. (23.10.1942 — 1.1.1943) на «Хэмпден»;
    3-я эскадрилья - капитан Гарбуз И.Я. (23.10.1942 — 18.11.1942) на «Хэмпден».
    Попович.jpg Стоянов.jpg Гв. капитан Гарбуз командир звена торпедоносцев.jpg
    Попович Г.Д., Стоянов А.З., Гарбуз И.Я.
    ИЛ-4.jpg Hampden TB.I 24-го МТАП ВВС Северного флота.jpg
    ИЛ-4 и "Хэмпден" 24-го МТАП ВВС СФ, 1942-1943 гг.
    ICQ2tpxRSOs.jpg H4qWRLo2Jik.jpg
    Освоение новой техники шло тяжело. Оно сопровождалось постоянными поломками, отказами моторов и аварийными посадками. При выполнении 18 ноября ночного учебного полета над аэродромом «Хемпден» командира эскадрильи капитана Гарбуза внезапно свалился на землю и сгорел, погребя под своими обломками командира и стрелка… Так погиб основатель минно-торпедной авиации Северного Флота, именно он был командиром того, самого первого звена, перелетевшего на Север с Балтики (имел на счету подтвержденные противником попадания в 2 судна).
    В середине декабря с окончанием формирования 24-го МТАП начался новый этап боевой деятельности минно-торпедной авиации Северного Флота. Он характеризовался резкой активизацией действий торпедоносцев по прямому назначения и полным прекращением с февраля 1943 года полетов на сухопутном направлении.
    Первый бой самолетов полка на морском направлении произошел 15 декабря. В этот день был торпедирован транспорт противника экипажем капитана Поповича. Развернувшись, летчик наблюдал за взрывом и пожаром. Береговые посты СНиС на полуострове Рыбачий подтвердили донесение экипажа. Но немцы данную атаку никак не зафиксировали, причина взрыва и пожара так и осталась неразгаданной…
    1 января 1943 года при выполнении боевого полета самолет командира 2-й эскадрильи капитана Стоянова внезапно загорелся, задымил и рухнул в воду. Таким образом, Стоянов стал вторым командиром эскадрильи полка сложившим голову в борьбе с союзной техникой…
    На 1 января полк представлял собой довольно заметную силу. 5 исправных ИЛ-4 и 10 экипажей к ним, 9 исправных «Хэмпденов» с 19 экипажами, 14 экипажей полка могли летать ночью, еще несколько самолетов находилось в ремонте. Наличие такого числа самолетов и экипажей позволило резко повысить интенсивность полетов. В результате, только за январь число вылетов торпедоносцев лишь ненамного уступило аналогичному показателю за весь 1942 год.
    13bmo2dmbn1dx7al_1024.jpg 14.Ekipazh-kapitana-A.Z.Stoyanova-u-svoego-samoleta-24-j-minno-torpednyj-polk-aerodrom-Vaenga..jpg 14147975_original.jpg fmtojr1e7dqh9cjt_1024.jpg
    A-BURqIsjf8.jpg P0tPX8mCEHE.jpg
    Всю зиму и весну 1943 года полк активно участвовал в атаках вражеских конвоев, постановках минных заграждений, разведывательных вылетах, бомбардировании сухопутных целей… и нес потери. За первую половину 1943 года противником было сбито 12 самолётов «Хэмпден» и два Ил-4.
    10 марта 1943 года в полк поступили первые 7 самолётов Дуглас А-20 «Бостон», модификаций В и С. Новые машины были включены в состав 2-й эскадрильи, ранее воевавшей на самолётах «Хэмпден».
    А-20В Бостон, 24-й МТАП, весна 1943 г..jpg
    А-20В "Бостон" 24-го МТАП ВВС СФ, весна 1943 г.

    На 1 мая 1943 года в полку осталось только 7 самолётов «Хэмпден». Из них — всего два в исправном состоянии. Уцелевшие машины были сосредоточены в 3-й эскадрильи.
    За 5 месяцев 1943 года торпедоносцами 24-го МТАП, не считая бомбовых ударов по наземным целям, было осуществлено 69 самолетоатак судов и кораблей противника, выпущено по целям 64 торпеды. Отчитались о поражении 31 корабля и судна противника. По немецким документам подтверждено 2 потопления: потоплен транспорт «Леезее» 25 апреля 1943 г. и поврежден с выбросом на мель транспорт «Феодосия» 10 мая 1943 года (впоследствии был поднят немцами).
    Всего летчиками-североморцами с начала войны до июня 1943 года подтверждается немецкими документами потопление и повреждение 7 судов и кораблей противника.
    За эти пять месяцев после полетов на торпедные удары не вернулось 10 самолетов. Всего было потеряно 19 самолетов.
    За время существования полка погибли 36 летчиков и еще 4 попали в плен.
    Четыре летчика полка были посмертно награждены званиями Героев Советского Союза.
    wzmtYgCIoic.jpg xlvsnbLCtPg.jpg
    Несмотря на чувствительные потери, командование СФ положительно оценивало успехи, достигнутые летчиками 24-го МТАП. В годы войны, когда возможности для установления реальных цифр уничтоженного тоннажа фактически отсутствовали, люди все равно нуждались в оценке своего ратного подвига. К сожалению, многие заявленные победы впоследствии не подтвердились. По докладам же все выглядело если не замечательно, то по меньшей мере удовлетворительно. Поэтому, приказом НК ВМФ № 190 от 31.05.1943 г., за мужество и героизм, проявленные в боях личным составом полка, 24-й МТАП был преобразован в 9-й гвардейский минно-торпедный авиационный полк (9-й ГвМТАП).
    Вице - адмирал Головко поздравляет личный 9 гв. МТАП с присвоением гвардейского звания 1943.jpg
    Командующий СФ вице-адмирал Головко А.Г. поздравляет личный состав 9-го ГвМТАП с присвоением гвардейского звания, июнь 1943 г.
    Летом 1944 года с Черноморского Флота на Северный перебазируется 36-й МТАП и вместе они до конца войны подтверждено потопят и выведут из строя еще 16 кораблей и судов противника, но это будет потом, а сейчас - «год учебный» сменяется «годом коренного перелома» …
    baf070ekknvgpo4i.jpg j0yffaszxdcznriy.jpg

    Фигурка представляет внешний вид капитана ВВС ВМФ – штурмана 24-го МТАП ВВС СФ зимой 1942/43 г. на аэродроме Ваенга.
    EK Castings, WWII-8 (Лётчик-штурман, военно-воздушные силы, 1941-45 гг. СССР), 54 мм (1/32), металл.
    Скульптор Ю. Пятков, кобура изменена на «морскую» и добавлены нарукавные знаки различия, остальное без изменений.
    Акрил, темпера, металлики, масло, лак. Карта от «ZIP-maket». Снег из соды с ПВА.
    Торпедоносец 1942-01.jpg Торпедоносец 1942-02.jpg Торпедоносец 1942-03.jpg Торпедоносец 1942-04.jpg
    Торпедоносец 1942-05.jpg Торпедоносец 1942-06.jpg Торпедоносец 1942-07.jpg Торпедоносец 1942-08.jpg

    И, конечно, к обязательному просмотру очень пронзительный и один из лучших военных фильмов, а к чтению - книги Мирослава Эдуардовича Морозова:
    50-606-1853-32-F3276643.jpg 1017638367.jpg DSC_0536-3.jpg
     
    • Мне нравится | Like Мне нравится | Like x 25
    • +5 +5 x 1
    Последнее редактирование: 9 май 2021
  2. Игорь Сабанин

    Игорь Сабанин Ветеран Мастер

    Регистрация:
    6 апр 2017
    Сообщения:
    1.114
    Нравится:
    1.102
    Имя:
    Игорь Сабанин
    Супер! Живой человек! Отличная роспись! И классная аннотация) :good:
     
    • Спасибо! | Thank you! Спасибо! | Thank you! x 1
  3. Laker

    Laker Участник

    Регистрация:
    21 фев 2017
    Сообщения:
    159
    Нравится:
    254
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    Имя:
    Арсений Ефремов
    Роспись на заказ:
    принимаю заказы
    Каждой бы работе - такой рассказ :good:
    Приятно глазу, полезно для ума. Ведь это и историческая миниатюра. Все на высшем уровне, приятно и интересно
     
    • Мне нравится | Like Мне нравится | Like x 2
    • Спасибо! | Thank you! Спасибо! | Thank you! x 1
  4. Andrey G.

    Andrey G. Местный

    Регистрация:
    7 сен 2018
    Сообщения:
    209
    Нравится:
    286
    Адрес:
    Новомосковск
    Имя:
    Андрей Гащенко
    И работа и повествование в равной степени интересны. :good:
     
    • Спасибо! | Thank you! Спасибо! | Thank you! x 1
  5. dpl

    dpl Ветеран Мастер

    Регистрация:
    16 мар 2017
    Сообщения:
    2.081
    Нравится:
    2.961
    Адрес:
    г. Санкт-Петербург
    Имя:
    Дмитрий Гуреев
    • Мне нравится | Like Мне нравится | Like x 1
  6. palpatin

    palpatin Местный

    Регистрация:
    23 ноя 2017
    Сообщения:
    383
    Нравится:
    1.636
    Имя:
    Сергей
    Замечательная работа. Вот сразу обратил внимание на кобуру. Сразу стал морским лётчиком.
    Знаки различия на комбинезоне, сомнительно.
    Ваенга это сейчас Северомрск-1. Действует.
     
    • Спасибо! | Thank you! Спасибо! | Thank you! x 1
  7. сыч

    сыч Старожил

    Регистрация:
    21 ноя 2017
    Сообщения:
    803
    Нравится:
    1.289
    Имя:
    Александр
    Замечательная работа!
     
    • Спасибо! | Thank you! Спасибо! | Thank you! x 1
  8. dpl

    dpl Ветеран Мастер

    Регистрация:
    16 мар 2017
    Сообщения:
    2.081
    Нравится:
    2.961
    Адрес:
    г. Санкт-Петербург
    Имя:
    Дмитрий Гуреев
    palpatin, сыч, спасибо!
    Сергей, как Вы правильно подметили, нарукавные знаки различия на летных комбинезонах найти очень тяжело. За все время я видел очень очень мало фотографий такого ношения, но они есть. Я долго думал, делать или не делать их ему? Но мне захотелось добавить ему больше морских элементов, кроме портупеи. Зачастую морской летчик на фото не отличим от армейского. Решил все таки сделать такую очень редкую конфигурацию. Вот «птичку» на плечо я делать не стал - такого я вообще никогда не видел у моряков (за армейцев не скажу).
     
  9. Henry

    Henry Ветеран Мастер

    Регистрация:
    20 фев 2017
    Сообщения:
    1.352
    Галерея:
    18
    Нравится:
    1.559
    Адрес:
    Москва
    Имя:
    Андрей Мирошниченко
    Как всегда, отличная работа и интересное историческое сопровождение!:good:
     
    • Спасибо! | Thank you! Спасибо! | Thank you! x 1
  10. dpl

    dpl Ветеран Мастер

    Регистрация:
    16 мар 2017
    Сообщения:
    2.081
    Нравится:
    2.961
    Адрес:
    г. Санкт-Петербург
    Имя:
    Дмитрий Гуреев
    Henry, Андрей, спасибо!
     
  11. dpl

    dpl Ветеран Мастер

    Регистрация:
    16 мар 2017
    Сообщения:
    2.081
    Нравится:
    2.961
    Адрес:
    г. Санкт-Петербург
    Имя:
    Дмитрий Гуреев
    palpatin, вот, кстати, пока ковырялся в фотках для следующей фигурки заодно попался пример ношения нарукавных нашивок на зимнем летном комбинезоне (на летних встречаются значительно чаще). На фото черноморский экипаж в 1941 году: "Летчики командир экипажа лейтенант В.П. Тихонов, штурман - лейтенант А.В. Кашин и стрелок-радист В.Н. Жеванов у самолета". Если я не ошибаюсь, то по штурману получается, что это 60-я отдельная морская разведывательная авиационная эскадрилья ВВС ЧФ, она базировалась на Севастополь и летала на МБР-2.
    Ком экипажа л-т В.П. Тихонов, штурман - л-т А.В. Кашин и стрелок-радист В.Н. Жеванов 41.jpg
     
    Последнее редактирование: 13 май 2021
  12. Юрий Беззубов

    Юрий Беззубов Старожил Мастер

    Регистрация:
    20 фев 2017
    Сообщения:
    844
    Галерея:
    4
    Нравится:
    1.417
    Адрес:
    г. Москва
    Имя:
    Юрий
    Роспись на заказ:
    пишите лс
    Отличная работа! Превосходная роспись! :good::good::good:
     
    • Спасибо! | Thank you! Спасибо! | Thank you! x 1
  13. dpl

    dpl Ветеран Мастер

    Регистрация:
    16 мар 2017
    Сообщения:
    2.081
    Нравится:
    2.961
    Адрес:
    г. Санкт-Петербург
    Имя:
    Дмитрий Гуреев
    Юрий Беззубов, спасибо! Мне есть и нужно куда рости, но в меру способностей и времени - получается пока так.
     
  14. palpatin

    palpatin Местный

    Регистрация:
    23 ноя 2017
    Сообщения:
    383
    Нравится:
    1.636
    Имя:
    Сергей
    Как-то странно нашивка выглядит. Одного цвета с комбинезоном и какая-то толстая.
    Нет, то что творчество на местах распространено это понятно.
    И в частном порядке могли нашивать.
    Пример из личной практики про творчество на местах.
    На матросской робе, на кармане есть белая нашивка.
    На кораблях на ней пишут номер боевого расчёта.
    В авиации нашивка никак не используется.
    И вот однажды видим построение соседней части
    А у них, на этих полосках у каждого фамилия написана.
    А время было появления видео. Видимо командир той части насмотрелся американских военных фильмов. У американцев на форма фамилия пишется (хотя именно на флотской как раз и нет).
    Ну и решил у себя в части внедрить.
    А вот сделать такое на фигурке и не поверят.
     
  15. Наталья

    Наталья Местный

    Регистрация:
    20 фев 2017
    Сообщения:
    351
    Нравится:
    364
    Имя:
    Наталья Корнеева
    Роспись на заказ:
    уточняйте
    :good::good::good:
     
    • Спасибо! | Thank you! Спасибо! | Thank you! x 1
  16. dpl

    dpl Ветеран Мастер

    Регистрация:
    16 мар 2017
    Сообщения:
    2.081
    Нравится:
    2.961
    Адрес:
    г. Санкт-Петербург
    Имя:
    Дмитрий Гуреев
    palpatin, нормальная нашивка, может на шинельном сукне нашита. Зато, все видно хорошо: и галуны средний и узкий, и просвет между ними, и материал подкладки выступает сверху и снизу. Хорошая фотка, жаль звездочки только не видно. А так они шили на летные комплекты что было под рукой, а чаще, как Вы ранее заметили, вообще ничего не шили.
    5B0E760D-7D5C-42D2-A4B0-BA881B96483E.jpeg 32C65FDB-E08B-4A6A-BE52-6AA00A16E78E.jpeg
     
  17. palpatin

    palpatin Местный

    Регистрация:
    23 ноя 2017
    Сообщения:
    383
    Нравится:
    1.636
    Имя:
    Сергей
    Формально на спецодежде ЗР не полагались. Но по факту, кто хотел нашивали, это понятно.
    А вот что за берет на первой картинке?
     
  18. dpl

    dpl Ветеран Мастер

    Регистрация:
    16 мар 2017
    Сообщения:
    2.081
    Нравится:
    2.961
    Адрес:
    г. Санкт-Петербург
    Имя:
    Дмитрий Гуреев
    Обычный берет темно-синий х/б. Был введен в качестве рабочего головного убора. На фотках часто встречается. У подводников его в 41-м на пилотку заменили, а Осипов, командир Щ-406, и после замены в нем ходил.
     
    • Мне нравится | Like Мне нравится | Like x 1