Приветствуем всех любителей миниатюр! Позвал Уархаг на пир небесного кузнеца Курдалагона, повелителя бездны морской Донбеттыра и тестя своего Сайнаг-алдара. Много почтенных нартов, и во главе их Бора и Алыбег, приглашены были на этот богатый пир. Ниже кратко изложен взгляд автора на нартский эпос. Зарождение нартского эпоса произошло в Центрально-азиатском регионе в эпоху андроновской культуры и вероятнее ещё ранее в среде ираноязычных кочевников. Тюркские и монгольские языковые влияния были на него оказаны ещё на территории Центральной Азии до переселения алан на Кавказ. Переселение произошло под давлением хунну с востока вероятно в начале 1 в. н.э. Хочу обратить Ваше внимание, что не считаю алан, как и ряд видных ученых, национальной группой. Это было образование людей очень похожее на самих нартов эпоса. В монографии А.Р. Чочиева "Нарты-Арии и арийская идеология" 1996 года эти процессы очень хорошо описаны (Название книги не должно отпугивать). В дальнейшем влияния на эпос через гуннов, тюрков и монголов только усиливались. Эпос преобразовывался и изменялся. Несмотря на очень консервативное отношение к нему самих рассказчиков. Нартский эпос своего рода интернациональный, уникальный во всех его языковых вариантах конструкт. Это единственный эпос содержащий в себе параллели с хакасскими, казахскими, шорскими, каракалпакскими сказаниями (это из научно обоснованных). Влияние эпоса очень широко. Всем известные легенды о короле Артуре также имеют "нартские корни". В чём уже признаются сами английские и американские учёные (Littleton C.S. Malcom, L.A. От Скифии до Камелота 2007). Националистическая тенденция народов Северного Кавказа (это касается всех и осетин тоже) тянуть одеяло на себя и стуча в грудь говорить, что только мы являемся настоящими носителями и создателями нартского эпоса мне откровенно не нравится. Хочу обратить Ваше внимание на то, что герои эпоса принимаемые в нартское сообщество были зачастую "полукровками". Герои нарты наднациональны. Нартом мог стать любой кто достоин этого своим образом жизни. Поэтому, возвращаясь к миниатюрам, герои нарты которые нами сделаны, в этническом плане, будут разными. Карликовый народ испов/бцентов будет представлен героями центрально-азиатского происхождения только ещё меньшего роста по сравнению с нартами. Популяризация эпоса должна происходить, как мне кажется, именно в таком ключе. Это не толерантность ко всем, а попытка показать уникальность нартского эпоса. На нашей земле больше нет примеров подобного, масштабного распространения. Это шанс выйти из рамок своего национального "варианта" эпоса на другой уровень. Стать популярным среди людей как, например, всеми любимые, скандинавские саги. https://eurasiaepos.com/nart-saga https://vk.com/eurasia_epos
Спасибо! Эпос выдающийся! Массмедиа заняты зарабатыванием денег, а не образовательными программами. Есть очень много книг по нартскому эпосу. Вот небольшой список лит-ры. Есть много и других книг. Абаев В. И. Избранные труды. Том I. Владикавказ, 1990 Бессонова С. С. Религиозные представления скифов. Киев, 1983 Дзиццойты Ю. А., Кочиев К. К. Новые этнографические материалы к осетинской космогонии // Вопросы иранистики и алановедения: Тез. докладов. Владикавказ, 1990 Дзиццойты Ю. А. Нарты и их соседи. Владикавказ, 1992 Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология., Иссл. по фолькл. И миф. Востока., М., 1976 Магометов А. Х. Культура и быт осетинского народа. Орджоникидзе, 1968 Раевский Д. С. Модель мира скифской культуры. М., 1985. Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев. // Серия "Эпос народов Евразии". М., 1994 Нарты. Осетинский героический эпос. В 3 кн. Кн. II, III.// Серия "Эпос народов Евразии". М., 1989, 1991. Салакая Ш.Х. Абхазский нартский эпос. – Тб., 1976. Салакая Ш.Х. Сказания о нартах. Осетинский эпос. – М., 1978. Холаев А.З. Карачаево-балкарский нартский эпос. – Нальчик, 1974. Зураб Джапыуа. Нартский эпос абхазов. Сухум Изд. `Алашара` 1995г. Сказания о Нартах. Эпос народов Кавказа. М., 1969. (ред. Петросян) Нарты. Эпос осетинского народа, М., 1957 (серия «Лит. Памятники») Нарты. Кабардинский эпос, 2 изд., М., 1957 Приключения Нарта Сосрыквы и его девяноста девяти братьев. Абхазский народный эпос, М., 1962. Миллер В. Ф., Черты старины в сказаниях и быте осетин, «Журнал Министерства народного просвещения», 1882, № 7—8; Нартский эпос. Материалы совещания 19—20 окт. 1956, Орджоникидзе, 1957. Нарты. Осетинский героический эпос. Книги 1–3. М., 1989–1990 Нарты. Москва Изд. `Наука` 1994г. Сказания о нартах. Цхинвали Изд. `Ирыстон` 1981. Осетинские народные сказания. Дзауджикаую, 1948. Нартские Сказания. Осетинский народный Эпос. М., 1949. Нарты. Адыгейский исторический эпос. М., 1974. Нарты. Кабардинский эпос. М. Гослитиздат. 1951. Дюмезиль Ж. Скифы и нарты. М. Наука 1990.
Геннадий совершенно правильные комментарии. Основная статья про алан как своего рода военный союз "избранных" это: Наглер А. О., ЧипироваЛ. А. К вопросу о развитии хозяйственных типов в древних обществах // Античность и варварский мир. Орджоникидзе, 1985. Щукин тоже об этом писал в "Готском пути" или даже раньше. По поводу карликов тоже всё верно. В каждой языковой группе их называют по разному. Почему они у меня будут азиаты. Да простят меня все народы Кавказа. Есть ряд косвенных данных, что Батраз один из главных героев эпоса имел монголоидную внешность. Мать его из племени карликов, отец нарт Хамыц. Нескромно признаюсь, что написал статью и где-нибудь её опубликую. В ней также рассматриваются "азиатские" корни Хамыца. Вообщем поэтому мне захотелось сделать карликовый народ с монголоидной внешностью. Есть у меня с ними пара интереных идей.
Раньше. В книге "На рубеже эр". Заинтриговал.... Можно про это хотя бы пару слов в личку? Никому не расскажу!
Интересное имя: "Дон\Дан" на осетинском "вода", или "река" (вспоминаем гидронимы: Дон наш, Дон в Англии, Донапр - Днепр, Данубий- Дунай, Дон-астр - Днестр, Ардон, Алардон и Фиагдон - горные реки в Осетии). Вторая часть имени "беттыр" звучит почти как тюркское "батыр" - "богатырь", "герой". Получается какой-то алано-тюркский симбиоз терминов - "водяной богатырь"...
Это последствие переселения в Англию 50 тысяч роксоланов и языгов, совершённое, ЕМНИП, императором Марком Аврелием .
Геннадий, снова нечего добавить. Всё верно по всем пунктам. Я не лингвист, но влияний тюркского и монгольского языков, например, в осетинском варианте нартского эпоса огромное колличество. И все они явно древние и привнесённые в эпос задолго до средневековья. Этим мало кто занимается потому что это ломает стандартное представление большинства учёных нартоведов. По поводу "Дон". Как говорил один мой знакомый и "ГанДон" тоже от нас.
Точнее - ещё прото-тюркского (вероятно, даже языка хунну), и прото-монгольского (дунху и сяньби). Поскольку аланы явно выходцы из Центральной Азии, то культурные и языковые взаимовляния вполне объяснимы. В том смысле что нартский эпос это "чисто ирано-аланское" наследие? Ничего "чисто-национального" в этом мире не было и нет. "Чисто русская" матрёшка это японский дарума, к слову. Кстати, в русских былинах богатырского цикла есть много параллелей с нартским эпосом. Вопрос только во времени происхождения этих заимствований. Вероятнее всего - во время расцвета так назыв. Салтово-маяцкой культуры 7-9 вв. Древнее - вряд ли.