1. Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie. Узнать больше.

"Наполеон" Ридли Скотта

Тема в разделе "Коротко о Разном. Хобби и другие увлечения.", создана пользователем palpatin, 15 янв 2024.

  1. palpatin

    palpatin Местный

    Регистрация:
    23 ноя 2017
    Сообщения:
    383
    Нравится:
    1.636
    Имя:
    Сергей
    Ридли Скотт снял «Наполеона». Поскольку тема наполеоновской эпохи одна из самых востребованных в мире фигурок, то и фильмы об этой эпохе интересны многим любителям фигурок. Конечно, новый дорогой фильм известного режиссёра так же многих заинтересует.

    Поэтому небольшой обзор фильма.

    Стоит сразу заметить, что это обзор киноверсии. Позже, возможно, будет расширенный вариант.

    Как известно – «всё уже украдено до нас». Современное кино не может быть оригинальным. Уже всё про всё снято. И если мы возьмём любой современный фильм, то всегда можно найти его предшественников.

    Поэтому для начала посмотрим, что было снято о наполеоне раньше. Наполеон одна из самых привлекательных фигур в истории для кинематографа. Не знаю есть ли правильная статистика о частоте появления на экране политических лидеров, но Наполеон явно будет в первой пятёрке.

    Фильмы о Наполеоне и его эпохе выходят постоянно. Есть фильмы о определённых событиях в жизни наполеона или события наполеоновского периода, где самого Наполеона может и не быть. Но нас сейчас интересуют непосредственные предшественники фильма Ридли Скотта. Т.е. фильмы показывающие полную, насколько возможно, биографию Наполеона. Т.е. фильмы которые так и называются «Наполеон». Их, не считая нового, три и все они французские.

    «Наполеон» Абеля Ганса 1927г.

    «Наполеон» Саша Гитри 1955г.

    И сериал Ива Симоно 2002г.

    В целом фильм Скотта придерживается той же сюжетной схемы, что и фильмы Гитри и Симоно.

    Но начало, истоки всё-таки в фильме Ганса. Конечно, это не было первым появлением Наполеона в кино. Одно из первых появлений было в отечественном фильме «1812 годъ», который был снят к столетнему юбилею событий.

    Немое кино эпоха сейчас почти неизвестная. Хотя продлилась эта эпоха более тридцати лет.

    И это была именно эпоха. И эпоха эта породила свои национальные эпосы. Фильм ставшие символами той эпохи.

    Нужно заметить, что первые лет двадцать существования кино фильмы, в основном, были короткие. Один рулон плёнки – один фильм, а то и несколько. Т.е минуть десять на фильм.

    В 1911г. выходит фильм «Оборона Севастополя». По некоторым данным длительность фильма 1ч 40м. Но сохранилось значительно меньше. Впрочем, более значительное влияние на мировой кинематограф оказал итальянский фильм «Кабирия» вышедший в 1914г. «Кабирия» стала таким национальным итальянским киноэпосом. Дальше появляется американский фильм «Рождение нации» в 1915г. продолжительностью боле трёх часов. Потом немецкий эпос «Нибелунги» в 1924г., этот шёл более пяти часов. И в 1927г. вой киноэпос получают французы. Абель Ганс снимает своего «Наполеона». Ганс планировал масштабный кинопроект о Наполеоне. Поэтому его фильм являлся лишь первой частью. Но продолжения не получилось. Поэтому фильм хотя и идёт примерно пять с половиной часов, но охватывает только период жизни Наполеона начиная с детства и до осады Тула включительно. И, на мой взгляд, до сих пор остаётся лучшим фильмом о Наполеоне с точки зрения кино как искусства.

    Зачем нам нужно вспоминать предыдущие фильмы, смотря новый? Дело в том, что новый в любом случае будет опираться на предыдущие. И буде отчасти их цитировать. Потому для лучшего понимания нового фильма неплохо вспомнить те, что были раньше.

    А что у нас с режиссёром? Ридли Скотт, конечно, один из самых ярких и интересных режиссёров рубежа веков. Это режиссёр прежде всего жанрового кино. Основная часть фильмов Скотта может быть классифицирована в три жанра – фантастика, историческое кино и криминальное кино. Во всех трёх жанрах у него есть фильмы ставшие классикой, но есть и совсем непонятные. А начинал Скотт именно с наполеоники. Его первый фильм «Дуэлянты» именно об этой эпохе. Самого Наполеона там нет, но эпоха была показана великолепно. Т.е. Скотт с эпохой явно знаком.

    Вот такой длинное и занудное предисловие получилось. Перейдём теперь непосредственно к новому фильму. Сюжет фильма никакой интриги не скрывает. Это именно биография Наполеона показывающая основные события. Фильм, в целом, следует концепции фильма Саша Гитри.

    Фильм начинается со сцены казни Марии-Антуанетты. И тут мы видим молодого (правда не такого уж молодого, но об этом позже) офицера Наполеона, наблюдающего за казнью.

    Сразу после этого Наполеон встречается с Баррасом, который перелагает ему возглавить операцию по снятию осады порта Тулон.

    Дальше осада Тулона. Тут мы можем увидеть французских сапёров в касках и кирасах.

    vlcsnap-00017.jpg





    Дальше выгоняют Робеспьера, открывают тюрьмы. И выпущенные из тюрем аристократы начинают праздновать. На одно из таких празднований в салоне Терезы Тальен приходит Наполеон. И встречает Жозефину.

    Жозефина выглядит так.

    vlcsnap-00018.jpg



    Тут, наверное, нужно пояснить, почему она так выглядит, а выглядит она правильно.

    Эпоха революционного террора привела к некой психологической реакции в среде аристократии, которая выразилась в особом стиле, получившем название Merveilleuses (мервийёз).

    Отличительными особенностями стиля были – причёска в виде или короткой стрижки или убранных вверх волос, так что бы шея оставалась открытой, ленточка повязанная на шею, имитирующая отрубленную голову. Бледная кожа и яркий макияж, для имитации болезненного вида заключённых. Т.о. мервейёзы просто троллили революционные власти. И Жозефина действительно была одной их главных модниц этого стиля.



    Дальше свадьба. Наполеон в парадном генеральском мундире. Мундир сделан качественно. Всё золото блестит как и положено.

    vlcsnap-00019.jpg

    После свадьбы Наполеон сразу оказывается в Египте. Вся египетская кампания укладывается в две сцены – археологические изыскания и битва у пирамид.

    Битва у пирамид выглядит следующим образом. Мы видим на дальне плане толпу мамелюков.

    Потом пара залпов из пушек, потом толпа мамелюков разбежалась, так на дальнем плане. Всё.

    Наполеон возвращается в Париж. Ругается с Жзефиной, разгоняет вместе с братом Директорию и становится первым консулом.

    Дальше коронация. Тут всё точно по картине Жака-Луи Давида. И сам Давид там присутствует и всё зарисовывает.

    vlcsnap-00021.jpg

    vlcsnap-00022.jpg

    Дальше Аустерлиц. Вот тут много интересного.

    Мы видим в лесу двух калмыков, один из которых прикуривает сигарету (сигарет в то время не было, и даже самокрутки маловероятны по причине дороговизны бумаги, курил трубки).

    vlcsnap-00023.jpg



    Атака кавалерии. Тут просто толпа из драгунов и конных егерей. Никакого строя. Атака табуном.

    vlcsnap-00024.jpg


    Впрочем, это можно считать цитатой из «Аустерлица» Абеля Ганса. Там кавалерия примерно так же атаковала. Так вот про цитаты. Грамотные режиссёры очень любят вставлять в свои фильм своеобразные цитаты, отсылки к классическим фильмам. Массовый зритель может этого и не заметить, но настоящие любители кино поймут что ту и зачем. И вот дальше будет сама интересная для нас цитата.

    Отступающие австрийские войска попадают на замёрзшее озеро. Французская артиллерия начинает бить по льду и проламывает его. И немецкие всадник начитают уходить под лёд.

    Конечно, никакого озера при Аустерлице не было. Тогда зачем эта сцена?

    А вот это и есть цитата киноклассики.

    Вот он всадник, тонущий во льду.

    vlcsnap-00025.jpg



    Думаю, все уже поняли, что здесь цитируется. Да, это «Александр Невский» Эйзенштейна.

    Дальше заключение Тильзитского мира. Знаменитая встреча Наполеона и Александра на плоту.

    Здесь стоит отметить очень правильную деталь. На Наполеоне лента ордена Андрея Первозванного поверх ленты ордена Почётного легиона, у Александра наоборот. Так оно и должно быть. Но вот мундир на Александре немного странный. На рукаве обшлаг без клапана и две петлицы.

    vlcsnap-00026.jpg



    Такой мундир действительно существовал. Мы видим его на знаменитой картине.

    Family_of_Paul_I_of_Russia.jpg



    Но это переходный мундир от павловского к александровскому. Такой был в 1801г. Но такого уже не могло быть в 1807г.

    А вот мундиры наполеона в фильме вполне канонические и качественные. Мы увидим мундир офицера артиллерии, генеральский мундир. И мундиры полковников гвардейских пеших гренадёров и гвардейских конных егерей, которые Наполеон предпочитал носить став императором.



    Практически сразу после этого начинается компания 1812г. Наполеоновская армия вторгается в Россию и встречает тут вот это.

    vlcsnap-00027.jpg



    То ли казаки, то ли калмыки (хотя калмыки были на положении казаков), то ли партизаны, то ли казакопартизаны, то ли партизаноказаки. Тут очередная цитата. Причём цитирует Скотт самого себя. Именно такими были показаны русские войска в «Дуэлянтах».

    Против этих партизан посылают почему-то кирасиров. Партизаны кирасиров зарезали и развешали на деревьях.

    Дальше Бородинская битва. Несколько залпов артиллерии. Движение пехоты и кавалерии. Всё.

    Наполеон входит в Кремль.

    Внутри Кремля стоит памятник. По-видимому , Георгию Победоносцу.


    vlcsnap-00028.jpg


    Вообще первый скульптурный памятник в Москве появился уже после наполеоновских войн.

    Это памятник Минину и Пожарскрму (сохранился).

    Дальше пожар и отступление.

    Дальше Наполеона отправляют на Эльбу а Александр приезжает к Жозефине.

    Александра сопровождают кавалергарды с флагами больше похожими на австрийские знамёна.

    На Александре уже другой мундир с правильными обшлагами. Но какой-то чисто французской вышивкой по бортам.

    vlcsnap-00029.jpg



    Т.е. события 1813-14гг. в фильме отсутствуют вообще. Самое большое сражение эпохи – битва народов вообще не упоминается.

    Дальше бегство с Эльбы. Наполеон возвращается во Францию и встречает войска посланные ему навстречу.

    И вот тут ещё одна прямая цитата. Хоакин Феникс говорит почти ту же самую фразу, что и Род Стайгер в «Ватерлоо».

    Дальше собственно начинается битва при Ватерлоо. Это самая продолжительная батальная сцена в фильме.

    Тут нам показываю стрелка 95-го полка со штуцером с оптическим прицелом. Т.е. это, конечно, не оптический прицел, а просто подзорная труба, примотанная к штуцеру изолентой. К сожалению изолента чёрная, а не каноническая синяя.

    vlcsnap-00030.jpg



    Сразу по окончании битвы Наполеона везут на «Беллерофон».

    Вот он.

    vlcsnap-00031.jpg



    Как видим тут три артиллерийских палубы. Хотя у реального «Беллерофона» было только две.

    А вот «Беллерофон» внутри.

    vlcsnap-00032.jpg

    Интересно, что там за трубы проложены, напоминают современную систему пожаротушения?





    Дальше небольшая сцена на острове Св. Елены и конец фильма.

    Рассмотрим теперь фильм в целом как целостное произведение.

    Художественные особенности.

    Конечно, довольно странно видеть Наполеона, Жозефину, Тайлерана говорящих по-английски.

    Ну тут уж законы рынка. Но почему они ещё и пишут по-английски и газеты напечатаны по-английски. Тут уже можно было французский вставить.

    Фильм состоит из двух сюжетных линий. Одна это отношения Наполеона Жазефины, вторая это военная деятельность Наполеона. Эти лини в фильме постоянно чередуются. Наполеон воюет, общается с Жозефиной, воюет, общается с Жозефиной и т.д. Деятельность Наполеона как политика, законодателя, оказавшего большое влияние и на становление постреволюционного буржуазного гражданского общества во Франции никак в фильме не отражена.

    Наполеон показан несколько отдельно от остального общества. Он практически ни с кем, кроме Жозефины, не общается. В основном или отдаёт приказы или навязывает своё мнение другим. Думаю, что такое сюжетное решение вполне оправдано. Наполеон показан как личность на порядок выше всех остальных. Исключение составляют только Баррас в начале фильма, когда Баррас имеет значение, а Наполеон ещё просто один из офицеров. Тайлеран, как один из немногих французов близкий по уровню к Наполеону и Александр. Даже с третьим императором Наполеон разговаривает свысока.

    Нужно так же заметить, что полководцев, противостоящих Наполеону в фильме практически нет.

    Кутузова нет. Блюхер появляется на несколько секунд. Единственный персонифицированный противник Наполеона это Веллингтон. Ну тут понятно, фильм англичанин снимал.

    Батальные сцены.

    Ридли Скотт обещал шесть батальных сцен.

    Я насчитал пять. Шестая, видимо, разгон роялистского мятежа в Париже.

    Что мы тут видим.

    Мятеж в Париже.

    Один артиллерийский залп.

    Тулон.

    Тут белее или менее всё взрывается, стреляет, корабли горят, англичане отступают.

    Египет.

    Два артиллерийских залпа.

    Аустерлиц.

    Артиллерия, кавалерийские атаки. Отступающие австрийцы. Вторя по масштабу сцена после Ватерлоо.

    Бородино.

    Несколько артиллерийских залпов, атака кавалерии.

    Ватерлоо.

    Тут помасштабнее. Но всё равно нет строя, манёвров. Всё по-голливудски, или по-лермонтовски – «смешались в кучу кони, люди».

    Художественное решение.

    Тут всё достаточно качественно. Золотое шитьё блестит, драгоценности и ордена сверкают. Пушки имею нормальный откат. Форма остаточно достоверна. Не без проблем, конечно, с мундирами Александра. Лошадок много. В целом хорошо.

    Актёры.

    Наполеона играет Хоакин Феникс. Актёр, конечно, выдающийся. Играет хорошо. Проблема только в том, что он одинаково выглядит и в молодом возрасте и в зрелом. Хотя по портретам видно как внешность Наполеона менялась.

    Ещё более странно выглядит Веллингтон. Его играет Рупетр Эверет, которого мы, конечно, хорошо знаем по роли Григория Мелехова. Вот только Эверету на момент съёмок было 62 года. А выглядит он даже и постарше. В то время как Веллингтону при Ватерлоо было лен на двадцать меньше. И выглядел он, судя по портретам, примерно как Кристофер Пламмер у Бондарчкуа.

    Чего в фильме нет.

    Нет бородатых сапёров с топорами. Нет Мюрата. Нет Кутузова и Барклая.

    А что должно обязательно быть в голливудском фильме?

    В голливудском фильме обязательно должны быть негры.

    И тут есть, и причём вполне по делу. Есть тут генерал Дюма, тот самый.

    vlcsnap-00020.jpg



    Каков итог.

    Совершенно очевидно, что вместить личность самого Наполеона и события с ним связанные в один фильм просто невозможно. Предыдущие попытки только подтверждают это. Исключение фильм Абеля Ганса. Но там только самое начало биографии.

    Как пример здесь можно привести фильмы о Ленине. В Советском Союзе на было фильм под названием «Ленин». Потому что в Советском Союзе прекрасно понимали, что в один фильм такое не уместить. Потому была целая серия фильмов посвящённых отдельным эпизодам – «Ленин в октябре», «Ленин в 1918 году», «Ленин в Польше», «Ленин а Париже» и т.д.

    Про Наполеона также можно создать такой большой цикл и разный фильмов.

    Детство, эпоха революции и революционных войн «Наполеон» Абеля Ганса.

    Египетский поход «Прощай Бонапарт»

    «Аустерлиц» Абеля Ганса.

    Между 1807 и 1812г. там в основном поляки воду мутили – «Марыся и Наполеон».

    1812г. – «Война и мир».

    1813-14 – «Кольберг», «Лютцов», но вот про этот период как-то мало фильмов, а про битву народов вообще ничего.

    «Ватерлоо»

    «Орёл в клетке».

    В целом, фильм получился относительно неплохим. Ничего нового так, конечно, нет. Но материальная часть представлена хорошо. Батальные сцены не очень. Но стрельбы и лошадок много. Форма яркая. Феникс харизматичен. Александр галантен.
     
    • Мне нравится | Like Мне нравится | Like x 1
    Последнее редактирование: 15 янв 2024
  2. DSK

    DSK Moderator Команда форума Мастер

    Регистрация:
    20 фев 2017
    Сообщения:
    2.549
    Нравится:
    6.332
    Адрес:
    Подольск - Троицк
    Имя:
    Дмитрий Карамнов
    3D на заказ:
    уточняйте
    Сергей спасибо за инфу! Внимательно ознакомлюсь!
     
  3. Сергей

    Сергей Ветеран Мастер

    Регистрация:
    20 фев 2017
    Сообщения:
    1.793
    Нравится:
    1.953
    Сергей, спасибо большое за подробный обзор.
    Про синюю изоленту понравилось.
    Но ты слишком добрый к Скоту. Фильм откровенное Дерьмо... Увы.
    Полное разочерование. Но, режиссерскую версию все же гляну тоже.