Я даже как-то и не припомню ... Видимо в какие-то другие картинки смотрю
На Калке то почему в монгольскую? А так элементы влияния естественно были, поскольку в техническом и организационном смысле монголы были на высоте в сравнении с любым феодальным ополчением Европы.
В словаре древнерусского языка XI—XIV вв. в 10 т. т.4 сказано просто, что деталь конского убора
Чтобы в тонкости не вдаваться. Хотя по смыслу, видимо речь идет о том, о чем пишет Плано Карпини, наблюдавший монголов около середины XIII века.
В принципе информации достаточно, начиная с :"Некоторые имеют латы, а также прикрытия для лошадей из кожи, сделанные следующим образом:
они берут ремни от быка или другого животного шириною в руку, заливают их смолою вместе по три или по четыре и связывают ремешками или веревочками; на верхнем ремне они помещают веревочки на конце, а на нижнем – в середине, и так поступают до конца; отсюда, когда нижние
ремни наклоняются, верхние встают, и таким образом удваиваются или утраиваются на теле. Прикрытие лошади они делят на пять частей: с одной стороны лошади одну, а с другой стороны другую, которые простираются от хвоста до головы и связываются у седла, а сзади седла на спине
и также на шее; также на крестец они кладут другую сторону, там, где соединяются связи двух сторон; в этом куске они делают отверстие, через которое выставляют хвост, и на грудь также кладут одну сторону. Все части простираются до колен или до связей голеней; и пред лбом они
кладут железную полосу, которая с обеих сторон шеи связывается с вышеназванными сторонами." Цитата по: Плано Карпини ... § II. Об оружии ...
Вообще, традиция бронирования лошадей в Китае и около него, к тому времени, что называется, существует со времен "царя гороха"...
Горелик:"Шлем из Хургишцы я в свое время отнес к продукции мастерских Даниила Галицкого, перевооружившего к 1251 г. свою дружину в доспехи монгольского образца, но украшенные в местной манере (Горелик, Дорофеев, с. 123-124)." Цитата по: Горелик М.В. Парадные монгольские шлемы XIII-XIV ВВ.
И ничего удивительного : "Последним из великих (владетельных) князей в 1246 году приехал на поклон в Орду Даниил Романович Галицкий. Ему была нужна поддержка для борьбы с Западом, и потому он не погнушался испить кумыса, чем заслужил высшую похвалу Бату: «Ты уже нашъ же Тотаринъ, пии наше питье» (ПСРЛ т. II, 2001, ст. 807)." Цитата по: Силиверстов Д.А. "А ординци и .. (к вопросу об ориентализации московского..) 2007
Контекст такой:
"Въ лето 6760 [1252]. Присла король угорьскы к Данилу, прося его на помощь, бе бо име рать на бой с немци. Иде ему на помощь и приде къ Пожгу. Пришли бо бяху посли немецкыи к нему. Бе бо царь обьдержае в едень землю Ракушьску и Штирьску, герцюкъ бо уже убьенъ бысть, бе бо имена посламъ: воевода царевъ и пискупъ Жалошьпурьскый, рекомый Сольскый, и Гарихъ Поруньскый, и Отагаре теньникъ, Петовьскый. Възьеха же король с ними противу же Данилу князю. Данила же приде к нему, исполчи вся люди свое. Немьци же дивящеся оружью татарьскому, беша бо кони в личинахъ и в коярехъ кожаныхъ, и людье во ярыцехъ, и бе полковъ его светлость велика от оружья блистающася, Самъ же еха подле короля, по обычаю руску. Бе бо конь под нимь дивлению подобенъ, и седло от злата жьжена, и стрелы и сабля златомъ украшена иными хитростьми, якоже дивитися, кожюхъ же оловира грецького и круживы златыми плоскоми ошитъ, и сапози зеленого хъза шити золотомъ. Немцем же зрящимъ, много дивящимся. Рече ему король: «Не взялъ быхъ тысяще серебра за то, оже еси пришелъ обычаемь рускимь отцевъ своихъ». И просися у него въ стань, зане зной бе великъ дне того, онъ же я и за руку и веде его в полату свою, и самъ соволочашеть его, и облачашеть и во порты свое, и таку честь творяшеть ему."
Здесь особых вопросов по общему смыслу нет.
Последнее редактирование: 21 июл 2017