Sergey Popovichenko,
Вопрос поднят "вечный", и требует еще некоторого пояснения. Да, с одной стороны то что лепится то уже как бы скульптура, а в нашем случае вполне конкретный раздел -жанровая мелкая пластика + вообще понятие не совсем из мира искусства- Это масштабный моделизм.
В тоже время в современном восприятии традиционное понимание искусства жанров дополнилось поп-артом и "синтетическим", компьютерным артом, искусство ли это? То что создано на планшете к примеру, и потом размножено одинаковым в сотнях или тысячах экземпляров- это все еще искусство?
ВИМ это нечто среднее, имеющие некоторые черты искусства( миниатюра, скульптура малых форм) но и с чертами масштабного моделизма, исторического моделизма. и что немаловажно предмет массового производства, игры и коллекционирования.
Искусство это когда вещь в одном экземпляре ну или в авторском исполнении в нескольких повторах или копиях, в мини тираже ( как литье в керамику или бронзу, жанровое) а когда поток ? , тираж ?, то это уже предмет массового потребления, моделизм - предмет для игры и коллекционирования. В этом нет ничего негативного, просто это вот так. И тут добавляется еще один момент - материал в классическом варианте материал - натуральный для скульптуры( в данном случае малых форм) это дерево, стекло, керамика, камень, литье в металл, остальное это производные или перформансы, эксперемент с современными материалами, иногда очень эффектными. Из всего этого подтянуть можно легкоплавкий оловянно-свинцовый сплав. С натяжкой, потому что это не совсем художественный материал к тому же имеющий свойство к саморазрушению. А различные скульпт массы, смолы -это сами понимаете синтетический материал, еще более подверженный разрушению, а именно на синтетику перешли многие. Итого что мы имеем: синтетический материал (смола) + фигурки жанровые одинаковые в больших тиражах. Вот и выходит что это нечто среднее между искусством и моделизмом+товары широкого потребления, предмет игр и коллекционирования ( как многое что, марки, монеты или футбольные карточки, пластмассовые танки и пр...) Но с военным уклоном. Вторая часть ВИМ раз это посвящено не просто игре пдыщ пдыщ на ковре, а служит некоей идее запечатлеть или реконструировать конкретный комплект воина, солдата конкретного периода и армии, то включается исторический контекст и правильное воспроизведение на основе исторических источников и артефактов. Это и есть условие при котором фигурка из условного -солдатика, показывая конкретного воина с максимально возможным воспроизведением ист. достоверных деталей превращается в ВИМ, то есть миниатюру-модель в масштабе что подразумевает точность воспроизведения деталей. Как с этим обстоят дела думаю все знают, лозунг "итак сойдет" и "так же по моему красиво" давно уже доминирует. Так что там где нет глубокой проработки историчности, а допущены вольности с отображением, с использованием не характерных предметов или из иного периода, то там нет и исторического моделизма, нет изучения костюма снаряжения вооружения, а просто моделизм, фигура для игры, и коллекционирования.
Есть еще один момент это фигурки персонажей из фантастических -придуманных миров. Это отдельная тема, ведь то что придумал нарисовал и слепил например тот же Гигер это искусство же, как и прочих. В таком случае мы снова возвращаемся к миниатюре-моделизму , материалам и тиражам. Если это поток в сотнях-тысячах экземпляров- то это поп арт-моделизм.
Отдельная тема покраска, с точки зрения людей искусства -покраска фигурок ВИМ не искусство в полной мере. Это отдельное направление, это можно назвать - роспись фигурок-моделей--предметов коллекционирования. Если это роспись фигуры из бронзы в одном или в нескольких екземпляров то это отдельная тема, это и моделизм но и близко к искусству малой пластики в росписи. А если тиражных из смол олова или пластика то уже дальше зависит уже того как расписано, с вкусом или нет с использованием правил в живописи или нет, безвкусно- кичево, или нет, с использованием исторических данных или какая краска легла так и будет.
Так что ВИМ это скорее отдельный вид деятельности с чертами и творчества- искусства, современного поп -арта, науки истории, и моделизма, и да с игровым сигментом.
Нажмите, чтобы раскрыть...