1. Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie. Узнать больше.

Индейцы и СССР

Тема в разделе "Обзоры Миниатюр", создана пользователем palpatin, 22 авг 2021.

  1. palpatin

    palpatin Местный

    Регистрация:
    23 ноя 2017
    Сообщения:
    275
    Нравится:
    1.287
    Имя:
    Сергей
    Данный обзор формально посвящен недавнему выпуску от Altores studio на тему индейцев Северной Америки.

    Вот этому.
    IMG_2407.JPG


    Но в начале предлагаю разобраться с вопросом, почему индейцы были так популярны в СССР.

    Поэтому кому интересен именно обзор фигурок лучше читать с конца.

    А в начале будут разные воспоминания и размышления о древних временах.

    Фигурки индейцев являются одним из наиболее востребованных сегментов рынка миниатюр.

    Почему именно индейцы? Те, чьё детство прошло в эпоху, которая носила имя Дорогой Леонид Ильич, знают почему. Но уже выросли другие поколения, которые про это не знают. Да и те, кто знает, не всегда знают все детали. Поэтому если я скажу, что причина популярности индейцев в СССР лежит в области антимонопольного законодательства США, думаю, мало кто поймёт эту связь.

    Но дело именно в этом. (Впрочем почти во всех событиях после Второй Мировой войны есть американский след.) Поэтому рассмотрим всё по порядку.

    США, конец сороковых годов. Кинопроизводство к этому времени сконцентрировалось в руках крупных киностудий, т.е большого капитала. Это создало монополию. Где монополия там и антимонопольное законодательство.

    Суть была в том, что крупные киностудии контролировали всю систему, и производство фильмов и их прокат, фактически подавляя деятельность независимых производителей и прокатчиков.

    Антимонопольный закон запретил студиям владение кинотеатрами. Кинопрокат стал независим. Владельцы кинотеатров могли сами решать, что показывать. А поскольку были прокатные фирмы с небольшим бюджетом, то они и искали фильмы подешевле. Это, с одной стороны, привело к появлению дешёвой местной продукции, с другой – к закупкам фильмов из других стран.

    Основными поставщиками альтернативного кино на американский рынок стали Япония и Гонконг. Эти брали экзотикой. Гонконг, понято, фильмами о кун-фу. Тут можно вспомнить историю Брюса Ли, который не добился особого успеха в Голливуде. Уехал в Гонконг. Там уже снимался в главных ролях. Потом эти фильмы попадают в прокат США и Ли становится звездой.

    Япония поставляла фильмы про монстров, которые после успеха Годзиллы ещё в 1954г., начала производить в большом количестве. И самурайские фильмы. Именно благодаря таким кинотеатрам с альтернативным репертуарам появились и многие знаменитые голливудские фильмы. Тут и «Великолепная семёрка» и «Звёздные войны», в основе которых именно самурайские фильмы. И да джедаи от дзидайгэки (этим термином в Японии обозначаются исторические фильмы с самураями). Ещё одной страной активно поставлявшей фильмы на американский рынок была Италия. Итальянцы, в основном, поставляли фильмы на тему античной истории и мифологии. Эти истории были понятны всем, даже американцам в то время. А что бы лучше придвигать эти фильмы на американский рынок итальянцы придумали приглашать на главные роли американских актёров. И это не Серджо Леоне придумал. Это ещё в 1954г. началось с фильма про Одиссея с Кирком Дугласом. А вот актёрки американские итальянцев не интересовали особо. Голливудских звёзд обеспечивали местными красавицами.

    Этот момент, кстати, показан в крайнем фильме Тарантино «Однажды в… Голливуде», когда герой Дж.Деппа едет сниматься в Италию и там женится на итальянке.

    В результате итальянцы получили вполне приличный гешефт. А где гешефт там и … Нет, не они. Они в то временем больше военными делами занимались. А вот те, кому военных дел хватило с избытком, как раз и занялись гешефтом. Т.е. немцы. Немцы тоже решили поучаствовать в международном кинобизнесе.

    Тут для молодых читателей нужно пояснить, что в те времена существовало две Германии. После Второй мировой войны Германия была разделена на капиталистическую Федеративную Республику Германию (ФРГ), которую сторожила американская армия. И социалистическую Германскую Демократическую Республику (ГДР), которую сторожила советская армия. А ещё было «Особое политическое образование Западный Берлин». Такая капиталистическая резервация, обнесённая забором, внутри социалистической ГДР. Начали первыми капиталистические немцы из ФРГ. Но вопрос, что могут предложить немцы такого, что бы всем понятно было. Яркой античной истории как у итальянцев, харизматичных королей с мушкетёрами как у французов, у немцев не было. Не затевать же очередную эпопею о Фридрихе Великом. Конечно, немцы потом найдут всю собственную нишу немецкого кино, но это будет лет на десять позже. А у нас пока начало шестидесятых.

    Но у немцев было. Вернее был. А был у них один мелкий уголовник и по совместительству писатель по имени Карл Май. Ближе к концу 19в. полиграфическая промышленность достигла больших успехов в развитии. Печать стала дешёвой, а следовательно доступной. Это породило и увеличение обслуживающего эту печать персонала. Проще говоря, графоманы расплодились. Сейчас с этим ещё проще, можно графоманить в интернете. (Например, писать непонятный малосвязный текст под видом обзора нового товара.) Собственно Карл Май и был графоманом, но удачливым. Ему удалось придумать персонажа, который стал очень популярным.

    Звали этого персонажа Виннету. Он был сквозным героем цикла романов о приключениях в Северной Америке. Сам Май в Америке не был (т.е. был, но уже после выхода книг). Поэтому книги были чистой фантазией на тему освоения Дикого Запада.

    Виннету был вождём Апачей. В отличии от других индейцев, вместо того чтобы охотиться на бизонов и курить трубку, Виннету, в основном, крутил разные гешефты с белыми колонизаторами.

    В СССР для их обозначения любили использовать термин «бледнолицые».

    Книги Мая о Виннету были построены по классической схеме взаимодействия людей разных национальностей. Это было популярно во второй половине 19в.

    Самые известные примеры такой литературы.

    «Три мушкетёра» - гасконец (по тогдашним меркам и не француз совсем, а больше… гастарбайтер непонятного происхождения) приезжает в Париж. Находит женщину с квартирой, у которой и поселяется бесплатно. Потом начинает крутить мутные схемы, вовлекая в них местных благородных французов.

    Или вот «Дети капитана Гранта» - француз совершает кругосветное путешествие совершенно бесплатно, просто разведя путём тонкого троллинга на это путешествие группу богатых шотландцев.

    Вот и Виннету примерно так же действовал. У него было три белых напарника. Звали их… В общем Карл Май с именами особо не заморачивался. (Примерно как Пётр I, который всех подряд называл именем Лиза, от детей до лошадей и собак.) Так вот, всех троих звали Старик (Old), да и фамилии были похожие Shatterhand, Surehand, Firehand. Соответственно – Разящая рука, Верная рука и Огненная рука. Впрочем, Огненная рука особо не прижился. Действовали, в основном, два первых персонажа.

    Итак, эти книги и стали основой для фильмов. Немцы использовали итальянский опыт. Для продвижения фильмов на американский рынок на главные роли пригласили американцев.

    Виннету , правда, сыграл француз Пьер Брис. Похожий на индейца настолько, насколько и любой другой француз. А вот его напарников играли голливудские звёзды - Разящую руку играл Лекс Баркер, а Верную Руку Стюарт Грейнджер. Огненная рука появляется только в одном фильме в исполнении канадского актёра Рода Кемерона, ветерана голливудских вестернов. Главных немецких красавиц того времени Эльке Зоммер и Карин Дор так же подключили к проекту. Вообще там много кто засветился от Клауса Кински до Теренса Хилла. Фильмы имели большой успех. Хотя в основном в Европе (включая СССР). В США они тоже прокатывались, но там они, видимо, воспринимались как сказки. Первый фильм серии «Сокровище Серебряного озера» вышел в 1962г., последний – «Виннету в долине смерти» в 1968г. Всего за семь лет было снято одиннадцать фильмов. Для сравнения – в том же 1962г. вышел первый фильм о Джеймсе Бонде, к 1968г. фильмов о Бонде сняли только пять. Вот такая популярность была у Виннету.

    Тут нужно немного пояснить по поводу имён белых напарников Виннету. Как уже было сказано Май с именами не заморачивался, поэтому иногда возникает путаница. Вот, например Клим Жуков в обзоре фильма Кубрика «Цельнометалличекая оболочка» спрашивает - почему у нас Шаттерхенда переводят как Верную руку. Вот здесь на час ноль девять.



    Так вот не переводят его так. Верная рука это Surehand. А Shatterhand это Разящая рука.

    И это два совершенно РАЗНЫХ персонажа. Разного возраста и разного темперамента. Что видно из их имён. Верная рука предпочитает стрелять (верная в значении точная, меткая), а Разящая рука больше действует кулаками. Их играли разные актеры. В фильмах они не пересекаются. Действует или один или другой.

    Итак, фильмы про индейцев начинают набирать популярность в Европе. А что же социалистические немцы из ГДР. Социализм, в целом, гешефт не отрицает. А где гешефт, там и немцы. А что было у социалистических немцев? А вот у них тоже был Карл Май. Дело в том, что в доме, где Май жил, был создан… музей Карла Мая. И после раздела Германии этот музей оказался на территории ГДР. И всё бы ничего, но где-то когда-то в числе своих любимых писателей Мая упомянул Алоизыч. Конечно, ни к самому Маю, который умер ещё до Первой мировой, ни к его музею, который был создан во времена Веймарской республики претензий не было. Но во избежании… музей переименовали в музей Индейской культуры. Место было популярное. Т.о. в ГДР интерес к индейцам был также большой. И естественно возникло желание и кино про индейцев делать свое.

    Но вот только Карл Май уже был занят, да и во избежании… Но у социалистических немцев тоже было. Вернее была. А была у них проверенная коммунистка и по совместительству писательница, которую звали Лизелотте Вельскопф-Генрих. Она жила в ГДР и писала книгу про индейцев, под названием «Сыновья Большой Медведицы». Вот эту книгу и решили перенести на экран. Конечно, у социалистических немцев не было конвертируемой марки. И получить американских актёров было проблематично. Поэтому использовали местных. Хотя один американец там всё-таки был в одном фильме. Но где найти среди немцев настоящего индейца? Не нашли. А нашли в фильмах о Виннету. Дело в том, что серию фильмов о Виннету снимали в Югославии. Подходящие пейзажи и дешёвая рабочая сила для массовок и прочего персонала. На съемках подрабатывал студент белградского института физкультуры по имени Гойко Митич. Сначала был каскадёром. Но высокий рост, фактурная внешность быстро вывели его на роли второго плана. Тут его и приметили социалистические немцы.

    Югославам любые марки годились и западные и восточные. Восточные немцы спросили у Митича - знает ли он немецкий, а то есть главная роль в кино. Митич немецкий знал, хотя и не упускал возможности потроллить немцев, периодически путая глаголы schiessen и scheisssen.

    В общем, немцы запустили свою серию фильмов про индейцев. Всего было снято двенадцать фильмов. Единой серией они не являлись. Были с разными персонажами из разных эпох.

    Первый фильм «Сыновья Большой Медведицы» вышел в 1966г. Последний «Вождь Белое Перо» (в оригинале «Скаут») в 1983г. (годы правления Брежнева 1965-82). Т.о. эпоха Леонида Ильича была эпохой индейцев в кино.

    А что было в это время в СССР? В СССР были кинотеатры. И собой альтернативы им не было.

    Телевидение состояло из двух каналов. Да, в Москве было четыре, но в большей части страны два.

    Каналами они тогда не назывались, а назывались программами. Первая программа ТВ, вторая, третья и четвёртая. Работали они не круглосуточно, а с девяти примерно до одиннадцати, с перерывом на обед. Да и телевизоры был, в основном, черно-белые. Цветной телевизор стоил примерно шесть средних месячных зарплат. Поэтому цветные телевизоры стали появляется массово уже в восьмидесятые. Ни интернета и вообще компьютеров, ни даже VHS видео не было. Поэтому все ходили в кино. Специальные стенды стояли на каждом шагу. В начале каждой недели на них наклеивали новое расписание сеансов. В Москве было около ста кинотеатров. В расписании сначала шли «Октябрь» и «Россия, они считались премьерными, а потом все остальные по алфавиту». А фильмы про индейцев ещё и на детских сеансах показывали. Это которые в десять утра и за десять же копеек за билет. Популярность этих фильмов была огромной.

    Есть список пятидесяти самых кассовых зарубежных фильмов в прокате СССР. Тогда считали не деньги, а количество проданных билетов. В этом списке четыре фильма про Виннету и один фильм ГДР.

    Т.е. индейцы для детей той эпохи это примерно тоже, что для современных герои Марвелл.

    Кроме кино были ещё книги. Фенимор Купер, Майн Рид, Серая Сова, Сат-Ок были любимыми авторами. Интересно сейчас кто-то помнит этих писателей? (Иногда попадаются воспоминания о советском детстве, так там прямо все Гайдара только и читали. Ну конечно. Реально читали Майн Рида и Дюма.)

    Вот такая была ситуации, Вот поэтому и были популярны индейцы. Просто они были альтернативой надоевшей пропаганде и гайдаровской литературе. К середине восьмидесятых эпоха сменилась. Популярность индейцев ещё сохранялась в СССР , но уже явно сходила со сцены истории. Индейцы ещё успели поучаствовать в горбачёвской антиалкогольной компании, в программном фильме этой компании «Витя Глушаков друг Апачей». Потом было две экранизации Фенимора Купера «Зверобой» и «Следопыт». Надеюсь, этих фильмов никто не видел. Так кончилось детство тех, у кого оно было при Леониде Ильиче.

    Но нужно рассмотреть ещё один аспект. Игрушки.

    Дети смотрят фильмы, дети читают книги. Это я про тех детей из эпохи Леонида Ильича. И впечатления от фильмов переносятся в игры. Детям интересно продолжить фильм, сочинить альтернативные события с киногероями. Это известно было давно. Например, продажи игрушек по вселенной «Звёздных войн» по прибыли далеко опережают прибыль от фильмов.

    Естественно, дети хотели фигурки тех персонажей, котрых видели в кино. Т.е фигурки индейцев и ковбоев. Нужно заметить, что в СССР это понимали. Но вот фигурок не было. По мультфильмам были, там Чебурашка или Карлсон были. И солдатики были именно по фильмам. Два главных набора советских солдатиков тех времён – это конница Чапаева и Армия Александра Невского.

    Почему именно эти? Ответ простой. Эти наборы разрабатывали в шестидесятые годы. Т.е. разработчики этих наборов были детьми в тридцатые и сороковые. А какие солдатики и фильмы были в то время? Солдатики плоские, фильмы чёрно-белые. И два главных батальных фильма тридцатых – это именно «Чапаев» и «Александр Невский». Т.е. в шестидесятые были сделаны солдатики в том виде, в каком их представляли авторы в своём детстве. Не вникая в потребности современных детей. Конечно и «Чапаева» и «Александра Невского» дети семидесятых видели. Их постоянно показывали по ТВ. И наборы солдатиков были относительно неплохими. Но, всё-таки, это была уже ушедшая эпоха. А актуальными были именно индейцы, жившие не в маленьких чёрно-белых ящиках (словом ящик тогда называли телевизор), а в огромных широкоэкранных цветных пространствах кинотеатров. А вот фигурок не было. А хотелось. Где-то в середине семидесятых произошло небольшое чудо. В Детском Мире появились индейцы. Они были объёмные, ярко раскрашенные. Вот прямо такие, как с экрана. На фоне плоских одноцветных отечественных фигурок это было невероятно. В продаже эти индейцы находились примерно столько же, сколько мёд в лапах Винни Пуха. Т.е. раскупались моментально. Но в Москве у многих они были. Но были они не отечественные. Их делали в Польше. Это был набор из восьми фигурок.

    Вот он.
    IMG_2405.JPG

    Тут нужно отметить, что партия и правительство в то время проявляло постоянную заботу о детях.

    Забота эта, в том числе, включала в себя ограничение цен на игрушки. Т.е. набор солдатиков, например, не мог стоить больше определённого стандарта. А этот набор получался по стоимости больше. Поэтому, что бы уложиться в цену, наборы комплектовали по шесть фигурок. Т.е. некоторые фигурки в разных наборах отличались. А поскольку в продаже их почти не было, то собрать полный набор было весьма проблематично. В то же время в обеих Германиях, где делали фильмы, фигурки индейцев выпускались большими тиражами.

    На картинке красная фигурка из ФРГ, раскрашенная из ГДР.
    IMG_2406.JPG

    Но в СССР они не поставлялись. Однако всё-таки попадали различными путями. Наиболее массово попадали индейцы из ГДР. Они были из мягкого материала типа резины. Были ярко раскрашены и пользовались большой популярностью. Фигурки капиталистических производителей встречались реже. В основном китайского (Гонконг) производства. Хотя их фирменный Airfix найти можно было, подпольно конечно. Московские школы тех лет были настоящими биржами по обмену солдатиками.

    Но, как уже было сказано выше, партия и правительство о детях заботилось. И решили ситуацию исправлять. Закупили формы для производства фигурок. Формы били хотя и древние, но одни из лучших, от фирмы Marx. Сам Маркс к тому времени уже скончался, дело его не продолжали особо. Оборудование досталось по бартеру. Примерно с 1977г. Начинается история фигурок из Донецка. Не буду подробно тут про неё писать, в сети много информации про это. Донецкая фабрика игрушек начала выпускать именно то, что нужно – наборы фигурок индейцев, ковбоев, пиратов, викингов (фильм с Кирком Дугласом в кинотеатрах часто показывали), римских легионеров (фильм «Даки»), рыцарей. Вот только всё это было тем же самым мёдом Винни Пуха. В Москве было не купить, хотя и продавалось. Т.о. и отечественная продукция стала частью школьных бирж.

    Рынок относительно насытился уже к середине восьмидесятых, когда фигурки индейцев начали выпускать московские заводы. Впрочем, все это советское производство страдало одним недостатком – отсутствием новинок. Одно и то же выпускали по десять лет и более, новинок не было.

    Потом пришли девяностые. Рынок открылся для внешних поставщиков. Конечно китайских в первую очередь. Впрочем, дети, смотревшие фильмы про индейцев, к тому времени уже выросли и занялись другими делами. А потом эти дети постарели, впали в детство и решили, что раз в детстве фигурок было мало, то сейчас-то их можно сделать много. И таких, каких хотелось. Вот и получаем мы сейчас продукцию совершенно другого уровня качества.

    По причине всего вышесказанного (если, конечно, кто-то смог это до конца дочитать), тема индейцев достаточно активно осваивается отечественными производителями. Наиболее ярко тут проявились Солдатики Публия, Plastic Platoon, EK Castings. А вот в смоле наиболее большая линейка у Altores studio. Новинку от этого производителя мы и рассмотрим подробнее.

    Altores studio предлагает не одиночную фигурку, а набор из трёх фигурок под названием Woodland brothers. Артикул H-54-186.

    Упаковка.

    Упаковка обычная для новых выпусков Altores. Белая картонная коробка, собранная без клея и поэтому разваливающаяся. Впрочем, это не страшно. Снаружи коробка фиксируется суперобложкой. Обложка чёрная с наклейкой, на которой изображено содержимое. Фигурки показаны в отливках без росписи. Указаны масштаб 1:30 и имя скульптора.
    IMG_2408.JPG
    Внутри два листа поролона и четыре зип-пакетика с деталями. Упаковано надёжно, все детали целы.


    Каждая фигурка упакована в отдельный пакет. Четвёртый пакет с подставками.
    IMG_2409.JPG
    Начнём с подставок.
    IMG_2410.JPG

    На поставках обозначены посадочные места. Сами подставки простые, с небольшой имитацией грунта. Ничего интересного, можно не использовать, а делать основу непосредственно на деревянной подставке.

    Фигурки.
    IMG_2411.JPG

    У всех фигурок головной убор из перьев дан отдельной деталью. Все головные уборы разные.

    Так же отдельной деталью даны мушкеты, у всех одинаковые.
    IMG_2412.JPG

    Сидящий индеец. Четыре детали. Отдельно руки, левая отлита вместе с мушкетом, и головной убор.

    На груди висят ножны с ножом и амулет. Из одежды набедренная повязка, леггины и мокасины. Сумка и пороховой рог.
    IMG_2413.JPG IMG_2415.JPG

    Стоящий индеец. Три детали. Отдельно головной убор и мушкет с кистью левой руки.

    Одежда и снаряжение как у сидящего. Но нет ножа, зато в правой руке томагавк. Древний ударного типа. Через правое плечо перекинуто одеяло.
    IMG_2417.JPG IMG_2418.JPG
    Стоящий индеец. Пять деталей отдельно правая рука, головной убор, одеяло и мушкет.

    Одежда и снаряжение аналогично предыдущим. Ножа нет, есть томагавк уже современный металлический. Также этот индеец одет в рубаху.
    IMG_2419.JPG IMG_2420.JPG
    У всех трёх одинаковые причёски. Волосы выбриты с боков, а оставшиеся на макушке заплетены в косичку.

    Национальная принадлежность.

    Всё что мы знаем из названия набора, это то, что перед нами представители одного из племён Вудленда. Вудленд название обширной территории с преобладанием лесов. Это север США и юг Канады. Район великих озёр. К Вудленду обычно относят племена трёх больших языковых семей.

    Это Алгонкины, Ирокезы и Сиу. Каждая из этих семей включает в себя множество племён. Конечно, однозначно по внешнему виду определить конкретное племя сложно. Мне кажется, что они больше похожи на ирокезов, например гуронов.

    Датировка.

    Производитель не указывает датировку. Наличие кремниевых мушкетов, указывает на то, что это не ранее 18в. Но подобные мушкеты использовались почти два столетия. Наличие рогов пороховниц более характерно для 18в. В 19в. уже активно используют бумажные патроны. Впрочем, индейцы могли и в 19в. использовать старые мушкеты.

    Датировка скорее вторая половина 18в.

    Скульптура.

    Автор фигурок Степан Николаев. Мы хорошо знаем автора по многочисленным работам на тему коренного населения Америки. Этот набор является прекрасным продолжение серии. Высокое качество скульптуры. Особо стоит отметить идеальное деление на детали. Все элементы встают на свои места без зазоров. Членение по естественным линиям. Все детали снабжены штифтами.

    Литьё отличное, доработки почти не требуется.

    Размер соответствует текущему моменту. Для сравнения с фигуркой от EK Cdstigs.
    IMG_2422.JPG
    Цена.

    Примерно 3 000 руб. за три фигурки по нашим временам довольно гуманно.

    Итог.

    Прекрасный набор на эпоху противостояние алгонкинов и ирокезов во второй половине 19в.

    Фактически фигурки по роману (и его экранизациям) «Последний из Могикан».
    hurons.jpg

    Вывод.

    Интересно, это всё кто-нибудь дочитал до конца?

    А вывод простой – пора уже подумать о фигурке Виннету.
    18499569_303.jpg
     
    • Мне нравится | Like Мне нравится | Like x 12
  2. Геннадий Даньшин

    Геннадий Даньшин Ветеран

    Регистрация:
    20 фев 2017
    Сообщения:
    2.073
    Нравится:
    1.912
    Адрес:
    Сочи
    Имя:
    Геннадий Даньшин
    Лепка на заказ:
    пишите лс
    Очень забавный, и в то же время правдоподобно выглядящий обзор темы кино про индейцев". Сам из того же поколения "сыновей Большой Медведицы"...;). А вот "Виннетуниану" никогда особо не любил. Хотя, смотрел, разумеется. Просто рано попались в руки книги Джеймса Уилларда Шульца, который писал про реальных индейцев, а не про неких мифических "утахах" ( так перевели название племени Юта в одном из фильмов "про Виннету": Utah - английская транскрипция названия племени Юта). Шульц и сформировал мой подход к теме. Правда, Майн Рида всего прочитал. Ну да у него "про индейев" не густо - "Белый вождь", "Оцеола" да "Отважная охотница". Вроде и всё...И даже один роман Густава Эмара осилил - "Твёрдая Рука". Как у Карла Мая, но про другую Руку. Мая у нас, хвала создателю, не переводили, если не ошибаюсь. По крайней мере, в МОЁ время его книг в библиотеках Сочи не было. А вот Филимона нашего Купера я в полном объёме так и не осилил ввиду его дремучей архаичности даже для тогдашнего меня. Лизелотту Вельскопф-Генрих удалось полистать уже в годы Перестройки. Ну и ещё были "липовый индеец" Сат Ок (в реалити - поляк Станислав Суплатович) с его, в общем-то, интересными книжками про "попаданцев" в пространстве - племя Шауни, каким-то фантастическим образом очутившееся на Севере Канады. Были даже книжки советских писателей про Русскую Америку - "Индейцы" (автора не помню) и "Великий океан" Ивана Кратта, из которой запомнилось такое (не дословно, но суть верна): "корабль шёл вдоль побережья Аляски. Среди бескрайних лесов и гор виднелись дымы костров. Там кочевали ирокезы".
    Так что, ещё раз спасибо камраду Палпатину за ностальгические воспоминания о детстве.
    Кстати, индейцами Северной Америки, их историей и культурой до сих пор интересуюсь.
    Палпатину:
    Литр огненной воды.jpg
     
    • Мне нравится | Like Мне нравится | Like x 1
    Последнее редактирование: 22 авг 2021
  3. Геннадий Даньшин

    Геннадий Даньшин Ветеран

    Регистрация:
    20 фев 2017
    Сообщения:
    2.073
    Нравится:
    1.912
    Адрес:
    Сочи
    Имя:
    Геннадий Даньшин
    Лепка на заказ:
    пишите лс
    То есть, о портретной фигурке Пьера Бриза в образе Виннету? А надо ли?
    И ещё о кино "про индейцев" производства соцстран: не мог обойти стороной сию тему и такой в своё время плодовитый и весьма продвинутый национальный кинематограф как румынский. Знаменитый Серджиу Николаеску снял по Куперу аж пять фильмов. Причём, в 1968-м аж ЧЕТЫРЕ: "Кожаный Чулок" (1968), "Последний из Могикан" (1968), "Приключения на берегах Онтарио" (1968), "Прерия" (тоже 1968), и "Зверобой" (1969).
    Фильмы, несмотря на привлечение к съёмкам французов, получились очень средними, и даже своего Гойко Митича румыны не смогли найти.
     
  4. Геннадий Даньшин

    Геннадий Даньшин Ветеран

    Регистрация:
    20 фев 2017
    Сообщения:
    2.073
    Нравится:
    1.912
    Адрес:
    Сочи
    Имя:
    Геннадий Даньшин
    Лепка на заказ:
    пишите лс
    Разумеется, - 18-го века. Просто ошибка.
     
  5. palpatin

    palpatin Местный

    Регистрация:
    23 ноя 2017
    Сообщения:
    275
    Нравится:
    1.287
    Имя:
    Сергей
    Опечатка. 18в., конечно.
    Фильмы Николаеску были в прокате. Но про индейцев как-то терялись на фоне немецких.
    А вот "Даки" с тем же Пьером Брисом были очень популярны.
    Мая переводили до революции. При СССР не издавали. Первые издания уже в 1991г.
    Сат Ок упомянут в обзоре. Куда же без него.
     
  6. Геннадий Даньшин

    Геннадий Даньшин Ветеран

    Регистрация:
    20 фев 2017
    Сообщения:
    2.073
    Нравится:
    1.912
    Адрес:
    Сочи
    Имя:
    Геннадий Даньшин
    Лепка на заказ:
    пишите лс
    Не все были. Только "берега Онтарио" и Прерия". У нас в Сочи, по крайней мере. И ещё в прокате у нас (опять же) шли чёрно-белые :( копии. Почему - не знаю. Видимо, экономили на плёнке. Поэтому и терялись.
    Бесспорно. Помнится, в течении одного лета (на каникулах) посмотрел "Даков" раз семь или восемь - надо было запомнить вид римлян, т.к. из других доступных источников с изображениями легионеров был только учебник "История Древнего мира" Коровкина. Посмотрю фильм - и бегу домой лепить фигурки легионеров. Даже пробовал зарисовать их с экрана в кинозале... :).
     
    • Мне нравится | Like Мне нравится | Like x 1
    Последнее редактирование: 23 авг 2021
  7. palpatin

    palpatin Местный

    Регистрация:
    23 ноя 2017
    Сообщения:
    275
    Нравится:
    1.287
    Имя:
    Сергей
    Цветная плёнка дорогая была. Ч-б копии печатали часто. При чём даже советские фильмы в таком виде показывали в кинотеатрах. Я первый раз "Операцию Ы" в кинотеатре видел в ч-б. варианте. И это в Москве. ГЛРовские фильмы тоже большую часть видел в ч-б. При этом на афишах не писали. Не знаешь на что попадёшь.
     
  8. Геннадий Даньшин

    Геннадий Даньшин Ветеран

    Регистрация:
    20 фев 2017
    Сообщения:
    2.073
    Нравится:
    1.912
    Адрес:
    Сочи
    Имя:
    Геннадий Даньшин
    Лепка на заказ:
    пишите лс
    Я из индейских фильмов DEFA в ч\б варианте только "След Сокола" , "Оцеолу", и "Текумсе" смотрел.
     
  9. Дикий Ветер

    Дикий Ветер Ветеран Мастер

    Регистрация:
    21 фев 2017
    Сообщения:
    1.622
    Галерея:
    7
    Альбомы:
    2
    Нравится:
    3.820
    Имя:
    Игорь Х
    Отличный исторический обзор, с удовольствием прочитал. Я из всех приведённых авторов читал только Ф. Купера и фильмы в памяти отложились только с Г. Митичем, фактурный "индеец" из него получился. Из "солдатиков" у меня были ковбои, пираты и большие викинги, ну и естественно плоские русские богатыри и красноармейцы с тачанкой, а вот индейцев даже не видел и у школьных друзей ни у кого не было, правда я жил в центре СССР, а это сильно восточнее Москвы.
     
  10. Геннадий Даньшин

    Геннадий Даньшин Ветеран

    Регистрация:
    20 фев 2017
    Сообщения:
    2.073
    Нравится:
    1.912
    Адрес:
    Сочи
    Имя:
    Геннадий Даньшин
    Лепка на заказ:
    пишите лс
    Фигурки индейцев из Польши и ГДР мне в детстве вообще не попались на глаза - видимо, не доходили они по советской торговой сети до Сочи. В 1968 году три набора фигурок индейцев Made in Hong Kong мне привёз из Швеции мой отец, ходивший тогда на танкерах ЧМП. Это как раз было время самого расцвета моего интереса к теме "вигвамов (правильно - ТИПИ!), томагавков и их владельцев". Но я уже САМ лепил себе индейцев, и наборы были раздарены друзьям. У меня же был целый лагерь индейцев прерий на большом куске фанеры: стояли несколько типи из настоящих палочек и материи, был сделан ручей, женщины скребли шкуру бизона, дети играли с собаками, военный отряд возвращался с победой и скальпами врагов, охотники несли убитого оленя... В общем, всё как положено. Размер фигурок был почти как трендовый сегодня - ок. 80 мм. Лепил из скульпторского серого пластилина, и потом расписывал маслом и гуашью. Оружие делалось из деревянных ученических линеек и металла, перья - собирал голубиные, обрезал и красил кончики чёрной гуашью - чтобы "как надо было". Источником и образцами были рисунки из книжек Шульца изд-ва "Географгиз" 1950-х (я ВСЕ собрал!) - кстати, очень правильные и достоверные, в отличие от фантастических индейцев из книг Рида и Купера. Ну и фильмы DEFA, конечно. Хотя и там косяков было достаточно. Ну и ещё была пачка цветных и ч\б фотографий из разных фильмов от журналов "Советский экран" и"Спутник кинозрителя". А ещё друг Сашка Уваров подарил кучу фоток из киножурналов ГДР.
    В общем, лагерь был что надо. Я тогда вообще считал, что сделал шедевр. Другие тоже хвалили.
    Отец даже сделал несколько ЦВЕТНЫХ (в то время!) фотографий на память, но увы - и отпечатанные фотки, и сама плёнка не сохранились.
     
  11. DSK

    DSK Moderator Команда форума Мастер

    Регистрация:
    20 фев 2017
    Сообщения:
    2.253
    Нравится:
    5.555
    Адрес:
    Подольск - Троицк
    Имя:
    Дмитрий Карамнов
    3D на заказ:
    уточняйте
    Вот это «завернул» обзор. Прям не обзор, а обзорище!
     
  12. Ruslan

    Ruslan Новичок

    Регистрация:
    9 июн 2019
    Сообщения:
    37
    Нравится:
    13
    Имя:
    Руслан Акмаев
    Спасибо за крутой обзор!
     
  13. Александр Пашин

    Александр Пашин Moderator Команда форума Мастер

    Регистрация:
    19 фев 2017
    Сообщения:
    1.170
    Нравится:
    3.970
    Прочитал от корки до корки. Признаюсь, не в один присест. Неистово благодарю за великолепный экскурс в детство, прекасную, информативную лекцию и, конечно, за позитивный обзор.