Понятно, что это не фото. Неудивительно, что художник мог заимствовать некоторые элементы композиции из знакомых ему работ. Однако поверить в то, что в Речи Посполитой не нашлось нормальных консультантов для картины, тоже невозможно. Тем более, что облик русских вполне гармонирует как с письменными источниками, так и с реальными вещами. Кирпичников в своей работе пишет например:
В XVI в. иногда использовались неметаллические доспехи: плотно выстеганные на очесах льна и конопли кафтаны-тегиляи и «бумажные шапки». Иностранцы любили изображать московских всадников в таком необычное для них одеянии, О применении мягких доспехов в более раннее время известно по одному примечательному, приуроченному к 1401 г. сообщению! Имеется в виду запись Мариенбургской счетной книги о том, что для нужд Ордена были приобретены русские кожаные наплечники (ruscheoj Armledir).139 По- видимому, речь идет о гибкой принадлежности доспеха, не сковывавшей движение руки. В русской терминологии прикрытие плеч обозначалось словами «нарамки», «наплечьки». Теперь ясно, что около 1400 г. эта принадлежность имела самостоятельное значение и экспортировалась на Запад. Коснемся еще одного неметаллического атрибута, который был присущ развитому феодальному войску, - точнее, его командирской прослойке. Это полусферические с меховой опушкой шапки - обязательная принадлежность князя и воеводы, признак ранга и власти. Художники средневековья, чтобы выделить вождей и полководцев, показывали их именно в таких, казалось, «гражданских» уборах даже в сценах боя.140. В реальном существовании привилегированных шапок, особенно в придворном быту, сомневаться не приходится. В подтверждение сошлемся хотя бы на сообщение одного очевидца (1565 г.) о том, что он видел у приближенных московского царя высокие шапки из белого бархата, украшенные жемчугом и серебром и опушенные рысьим мехом.141. Такие
уборы использовались и в наградных целях. По сведениям XVII в., на шапках (или рукавах) прикреплялись медали с изображением св. Георгия, которые вручались воинам за ратные отличия.142 Благодаря указанным сведениям мы можем опознать и специальные военные головные уборы, носившие наименование «кивер». Считали, что в русской армии кивер был введен в 1802 г. Он определялся как «военный головной убор из твердой кожи с развалистою или прямою
137 Позже с аналогичной просьбой к Ивану IV обращались и немцы (Русский летописец под 7065 г. - ЧОИДР, 1895, кн. 3, с. 63). 138 Рыбаков Б. А. Ремесло Древней Руси, с. 599. 139 Das Marienburger Tresslerbuch der Jahre 1399—l409. Konigsberg, 1896, '•S. 111. — Указанием источника я обязан проф. А. Надольскому. 140 Арциховский А. В. Древнерусские миниатюры как исторический источник, М„ 1944, с. 28—29 сл., рис. 5. 141 Любеч-Романович В. Сказания иностранцев о России в XV—XVII вв., СПб., 1843, с. 28. 142 Лебедев Н. К. XVI столетие о ратном деле. М., 1911, с. 48, 85.
тульею и плоским верхом».143 Однако наголовье такого рода в качестве принадлежности походного княжеского костюма упомянуто под 1Ш2 г. Никоновской летописью, а в духовных грамотах второй половины XV в. отмечены мастера-киверники.144 Составить представление о киверах можно по воспроизведениям XVI в. Со всей точностью они изображены на картине «Битва под Оршей» (табл. XXII, XXIII). Речь идет о белых шапках с меховой опушкой, которые были надеты на всех «офицерах» поместной конницы — детях боярских. Такие же уборы носили и полковые воеводы; их ранг подчеркивала особая деталь — прикрепленная к фетровой тулье голубая лента с золотой запоной, очевидно образком (рис. 15). При изображении командирских киверов художник, в данном случае следуя изобразительной манере своего времени, желал так показать руководителей тактических единиц. В реальном же бою кивера, поскольку они изготовлялись из мягких материалов — сукна, кожи, фетра, войлока, — заменялись более безопасными: металлическими шлемами (или надевались на эти последние). Таким образом, в русском войске не позже XV в., кроме боевого, существовало неметаллическое военное наголовье — знак отличия командира и воеводы. Кивер, употреблявшийся, вероятно, в походе, бою, на смотрах и дворцовых церемониях, несомненно восходит по своей традиции к княжеской шапке первых русских феодалов.
Источник: А.Н. Кирпичников Военное дело на Руси в XIII-XV вв 1966г.
Мне представляется, что изображение дворянского ополчения вполне достоверно, хотя естественно детали ускользают порой. Обобщенный облик всадников вполне достоверен, хорошо согласуясь с другими источниками. В сравнении с каноническими миниатюрами Лицевого свода, "Битва под Оршей" гораздо более реалистична.
А консультации ветеранов, участников боев исключаются? Разве было мало людей видевших как одевались русские дворяне в тот период? Думаю, что русские всадники были выполнены так, чтобы это было несмешно для тех кто реально их видел. У Лобина, хорошая статья по теме, да)
-
Мне нравится | Like x 3
Последнее редактирование: 16 мар 2017